ЕЛЕНА ИВАНОВНА РЕРИХ (1879-1955)

НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)

Имена Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов известны сейчас очень многим в нашей стране. Он- крупнейший художник, мыслитель, археолог, путешественник, общественный деятель. Она- духовный лидер, подвижник, философ. Ее главный жизненный подвиг в том, что она донесла до человечества сокровенное учение Гималайских Махатм.

14 книг Живой Этики или Агни Йоги навечно внесли ее имя в сокровищницу планетарной духовной культуры, обессмертили его. Книги Живой Этики издавались в 20-30 г.г. в г.Риге и в Западной Европе на русском языке. Сейчас это самая популярная серия среди людей, устремленных к духовному совершенству. Они были переведены на многие языки. Во всем мире существуют общества последователей Живой Этики.

Елена Ивановна Шапошникова /Рерих/ родилась 12 февраля 1879г. в Петербурге, в дворянской семье. К ее семье принадлежал Михаил Илларионович Кутузов и композитор Модест Петрович Мусоргский. Она от рождения была одарена многими пособностями, в том числе сверхъестественными- ясновидением и яснослышанием. Елена Ивановна блестяще окончила Мариинскую женскую гимназию, затем поступила в Санкт-Петербургскую музыкальную школу, т.к. обладала прекрасными музыкальными способностями. По окончании училища она собиралась поступать в Петербургскую консерваторию.

Последние два десятилетия XIX в. были периодом созревания самоосознания русской интеллигенции. Периодом, который побудил интеллигенцию осуществить переоценку ценностей. Вере и надежде в грядущие перемены сопутствовал страх перед распадом установленных форм бытия.

В это время Елена Ивановна, признанная светская красавица, имела большой успех в свете и привлекала всеобщее внимание. Вот как вспоминает о ней одна ее современница, свидетельница тех лет: "В ней было какое-то очарование, шарм и необычная женственность всего ее облика. Любила наряды, всегда по последней моде одетая, очень элегантная. В ней было развито чувство красоты. "Она отдавала какую-то внешнюю дань светской жизни, посещала балы, как было принято в ее круге, но это была романтическая натура с высокими духовными устремлениями, светская жизнь не ее увлечь. Она приняла решение выйти замуж за человека высокоталантливого, чтобы вдохновлять его на высокие дела, служить и помогать ему. Ее мечта о встрече с близким по духу человеком осуществилась. Возникло чувство внутреннего родства и общности взглядов, целей, устремлений. Родилась взаимная любовь редкой чистоты, которая прошла многолетние испытания и в зрелом возрасте только возросла. В 1901г. они венчались в Петербурге, и с этого времени жизни их слились в одну, и далее говорить можно только о Рерихах - Елене Ивановне и Николае Константиновиче. В 1902г. родился сын Юрий - будущий известный востоковед, а в 1904г. - второй сын, Святослав - художник, как и отец.

В 1903-1904г.г. супруги совершают путешествие по русским городам: Николай Константинович стремился выявить истоки национальной истории и культуры. Они объехали около 40 городов за 2 года. В это время их увлечение- коллекционирование произведений искусства и предметов старины. Постепенно сложилась великолепная семейная коллекция, свыше 300 произведений, которую они после революции передали в Эрмитаж.

Несколько позже начинается увлечение Елены Ивановны Востоком. Она читает об Индии, изучает труды Рамакришны, Вивекананды, Рамачараки. Впоследствии Елена Ивановна с благодарностью вспоминает об этих источниках знания, называя их "мои первые учителя". К этому времени Николай Константинович вырастает в крупнейшего художника и общественного деятеля. В их семье на первый план выдвигаются мысли о всеобщих, всемирных путях развития культуры, о приближающемся всеобщем кризисе, о судьбах человечества, о новых путях его развития.

Русская интеллигенция разделилась на два лагеря: один поддерживал идеи революции, другой проповедовал смерть, декадентское эстетство, безысходность. Рерихи же видят причину грядущего разрушения в обнищании духа. Вместе с лучшими представителями интеллигенции искали они выход из тупика. Постепенно пришла уверенность: знание Востока - вот тот духовный свет, что может вывести народы из тупика развития. При этом возникло предчувствие миссии России, являющейся мостом между Западом и Востоком. Этот взгляд не был слишком оригинальным и чуждым в общественной жизни России. Идею среднего положения России впервые высказал Карамзин. Судьбоносную роль Азии в духовно- историческом развитии России видели Достоевский и Толстой. Особое место в формировании мировоззрения Е.И.Рерих занимают произведения Елены Петровны Блаватской.

С 1907 по 1909г.г. Рерихи все более погружаются в изучение Индии, Тибета. Если Николай Константинович стремился постигнуть Азию через изучение археологии, этнографии, народных обычаев, то Елена Ивановна стремится изучить восточную философию, мифологию, религии. В особенности ее интересовала легенда о Шамбале. В ней виделась Елене Ивановне духовная твердыня Азии, где собраны эзотерические знания о человеке и Вселенной. Ее мысли и чувства постепенно устремляются к Гималайским Учителям. Предчувствие встречи с Великим Учителем не оставляет ее. Революцию семья Рерихов встретила в Карелии, где они жили в течение 2 лет до 1918 г.

Длительное тяготение к Востоку выливается в решение совершить большое путешествие в Индию, Тибет и Монголию, чтобы изучить индийскую культуру и приблизиться к Гималайским ашрамам. Такая трудная экспедиция требовала серьезной подготовки. В 1919г. семья Рерихов переезжает в Англию. В Англии происходит первая встреча Рерихов с представителями Иерархии и Великих Учителей Востока. Здесь они знакомятся с Рабиндранатом Тагором и увлеченным восточной метафизикой Гербертом Уэллсом.

В это время Николай Константинович получает приглашение принять участие в турне по США с выставкой своих картин. Америка, где они рассчитывали продажей картин обеспечить дорогостоящую экспедицию, становится следующей остановкой на пути в Индию. В Америке они пробыли 3 года.

Выставки картин Николая Константиновича проходили с триумфальным успехом, но задумано новое предприятие - Пакт мира - межгосударственная конвенция, призванная сохранять культурные ценности народов во время войн. Елена Ивановна продолжает работать над начатой в Англии книгой "Зов". Книга представляет призыв Учителя к ученикам нести Знание Востока.

В Америке Рерихи создают несколько культурных организаций: Международное общество художников "Пылающее сердце", Институт объединенных искусств и Художественный центр "Венец мира".

В 1923г. Елена Ивановна и Николай Константинович отправляются в экспедицию, снаряженную на средства общественных организаций США под американским флагом. В Индии Рерихи изучают древние памятники искусства и культуры, посещают монастыри, проходят маршрутом, по которому шел, проповедуя, Будда. Экспедиция продолжалась 5 лет. Вместе с участниками экспедиции Елена Ивановна преодолевала опасные перевалы, восходила на высокогорные хребты, оборонялась от нападения бандитов, прошла более 25 тыс.километров.

В начале экспедиции произошла встреча с Учителем, оставившая глубочайшие впечатления у Елены Ивановны и Николая Константиновича. Они получают еще одно задание - передать Советскому правительству ларец со священной гималайской землей на могилу Ленина, имя которого высоко чтилось на Востоке, и послание руководителям СССР, где была предложена помощь, основанная на знаниях, накопленных тысячелетиями.

В 1926г. Рерихи прибывают в Москву, где, выполняя волю Учителей, передают послание Махатм Советскому правительству. Помощь не была отвергнута, но и не была принята. Она была отложена "до лучших времен". Обратный путь в Индию лежал через Алтай, Сибирь, Монголию. После долгих странствий по Азии, в 1928г.,Рерихи вновь прибывают на север Индии и в долине Кулу приобретают дом. Встала задача научной обработки полученных материалов. Во время экспедиции были собраны редкие книги, манускрипты, рукописи, коллекции археологических находок, предметов религиозных культов. С этой целью Рерихи создают институт, названный "Урусвати", что означает "Свет утренней зари". Елена Ивановна становится почетным президентом - основателем Института и его душой. Его сотрудниками были такие ученые как Альберт Эйнштейн, Николай Вавилов и другие.

Наступил период тяжелейшей огромной работы. Распорядок дня был расписан по минутам. Вставали с восходом солнца, в 5 утра, и работали до позднего вечера, с краткими перерывами для прослушивания пластинок с классической музыкой. Все расходились по своим комнатам и напряженно работали. Со всех концов света приходили письма, и ни одно не оставалось без ответа. В Кулу приезжали ученые из разных стран, приглашенные поработать в институт "Урусвати", а также представители международных рериховских обществ. Почитание, которое окружало семью в Индии, было огромным. Имена их были окружены легендами.

Здесь были написаны все книги серии Агни Йоги: "Знаки Агни Йоги" /1929г./, "Беспредельность" /1930г./, "Иерархия" /1931г./, "Сердце"/1932г./, "Мир огненный" /1935г./, "АУМ" /1936г./, "Братство" /1937г./. II часть книги "Братство" и последняя в серии quot;Надземное"- остались незаконченными.

Обнародование Живой Этики - главный жизненный подвиг Е.И.Рерих. Ее миссия была выполнена столь блестяще, что Махатмы называли ее "Матерью Агни Йоги".

Это новое нравственно-духовное Учение, объединяющее древнюю мудрость Востока с философскими и научными достижениями Запада, дающее этические основы поведения и средства углубленного самопознания. Это целая энциклопедия духовного совершенствования и преображения. Это учение о скрытых ресурсах и возможностях человека, о творческих энергиях, пребывающих в глубинах сознания. Это космическое учение о многомерности бытия, о бессмертии души, о целостности мироздания.

Говоря почти на каждой странице о раскрытии огромного психоэнергетического потенциала человека, Агни Йога критикует увлечение магией и всеми чисто механическими методами пробуждения скрытых сил. Человек делается рабом искусственно вызванных, непонятных для него сил и рискует превратиться в медиума. Согласно живой этике, всю работу по внутренней трансформации сознания человек должен вести в обычных условиях жизни, не прерывая обычную деятельность.

Учение Агни Йоги всечеловечно, давалось всему миру, но в этом учении сквозила уверенность, что воспримется оно, в первую очередь, в России. "В новую Россию - моя первая весть" /"Зов"/.

Назревала II Мировая Война - самая крупная битва в мировой истории. Елена Ивановна предлагает учредить межгосударственную общественную организацию - Лигу культуры. Создание такой лиги мыслилось как единение всех светлых сил против натиска тьмы. Организация была создана и какое-то время просуществовала. С начала второй мировой войны связь Рерихов с обществами и кружками прервалась. Перестали приезжать ученые из других стран. Рерихи переживали угрозу, нависшую над Родиной. В течение всех пяти лет войны они ни разу не усомнились в конечной победе. Стремились помочь в достижении ее. Они перечисляли деньги в фонд Красного Креста и фонд помощи Советскому Союзу, выступали с лекциями ирадиовещаниями. Несколько раз Юрий Николаевич и Святослав Николаевич обращались в Советское посольство записать их в ряды Красной Армии. Патриотические выступления Рерихов нажили им немало врагов.

После войны вся семья собиралась вернуться на Родину. Были упакованы чемоданы, отправлены в порт ящики с картинами, но неожиданно умирает Николай Константинович. В 1948г. Елена Ивановна вместе с Юрием Николаевичем делает еще одну попытку вернуться на Родину. Но виза не была получена. Лишь в 1958г. Хрущев во время пребывания в Индии дал разрешение вернуться Юрию Николаевичу.

Елена Ивановна продолжает активную переписку, руководит рериховскими обществами, рассеянными по всему свету. В своих последних письмах она все чаще обращается к миссии России. "Лучшая страна станет космической основой равновесия в мире".

5 октября 1955г. завершился земной путь Елены Ивановны Рерих.

Два понятия- "Россия" и "человечество" - слиты воедино для Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. В статье "Завет", которая явилась завещанием великого удожника и великого мыслителя, написано: "Вот, что завещаю всем вам: любите Родину, любите народ русский, любите все народы на всей необъятной нашей Родине. Пусть эта любовь научит полюбить все человечество. Не в разъединении, а только в объединении людей заложена та огромная сила, которая поможет выстоять не только россиянам, но поможет создать новое невиданное на земле государство, которое и будет тем духовным резервуаром, из которого, как из истока, будет брать живительные силы все человечество."